Электромотор
-
- Стабильный рыбак
- Сообщения: 902
- Зарегистрирован: Сб апр 16, 2016 20:50
- Пол: Мужской
- Откуда: Даугавпилс
Re: Электромотор
Один из слабых узлов лодочных электромоторов - переключатель скоростей. И у моего он похоже на подходе - нечёткое переключение. К тому же фиксированные скорости не всегда удобны. Как выход - ШИМ регулятор. На многих форумах до сих пор ломают копья по поводу их + и - , но это единственный приемлемый вариант. Как + упоминаются экономия энергии и плавная регулировка скорости, как - ускоренный износ коллектора, пищащий мотор. Паять самому желания и времени нет, поэтому была прикуплена плата на Али (https://ru.aliexpress.com/item/PWM-DC-1 ... 0.0.Dx2vnz ). В данной модели есть встроенный реверс, она якобы расчитана на нагрузку 60А, кратковременно до 100. Сегодня испытал данную плату подключив по временной схеме. Испытывал с мотором Вогер 55 лб. Вполне работоспособна, пения, пищания мотора я не услышал. Нагрева транзисторов я не ощутил, но какую-то минимальную вентиляцию им всё же надо будет обеспечить. Ну и повторно разрушил для себя миф о том что чем мощнее мотор тем больше он потребляет. Потребление +/- качественного мотора зависит от нагрузки: лодка ПВХ 3.60, 1 тело, шмурдяк, мотор 55лб, на разгоне потребление 37 - 38А, на полной скорости 33-34А. Лодка 2.80, тоже тело, шмурдяка поменьше, мотор 30лб - на полной скорости 30-32А. Ну это относиться к обычным тихоходным моторам. На каком-то форуме упоминалась Фушида под которой шли 12-14км/ч. Там естественно потребление будет больше. Возможно инфа кому-то пригодиться.....
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Всем привет.
Занимаюсь разработкой и изготовлением ШИМ регуляторов ONDATR. В настоящее время у меня 3 проверенные конструкции - с проводным и радиоуправлением.
Польза от ШИМ очевидна. К примеру, при одной и той же скорости (для примера возьмем среднюю) мотор MINN KOTA 30 и ему подобные с ШИМ потребляет 7-8А, а без ШИМ 13-16А. То есть на третьей средней скорости экономия 50%. На меньших скоростях экономия больше.
Больше информации тут:
http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=45774.0" onclick="window.open(this.href);return false;
http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=51370.0" onclick="window.open(this.href);return false;
Занимаюсь разработкой и изготовлением ШИМ регуляторов ONDATR. В настоящее время у меня 3 проверенные конструкции - с проводным и радиоуправлением.
Польза от ШИМ очевидна. К примеру, при одной и той же скорости (для примера возьмем среднюю) мотор MINN KOTA 30 и ему подобные с ШИМ потребляет 7-8А, а без ШИМ 13-16А. То есть на третьей средней скорости экономия 50%. На меньших скоростях экономия больше.
Больше информации тут:
http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=45774.0" onclick="window.open(this.href);return false;
http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=51370.0" onclick="window.open(this.href);return false;
Последний раз редактировалось Tolspb Чт апр 05, 2018 14:05, всего редактировалось 15 раз.
Водитель катамарана Ondatra
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Пример установки кнопок управления на румпель электромотора. На фото - кнопки для полной версии ONDATR Full. При этом даже для нее кнопки СТОП и БЫСТРЫЙ РЕВЕРС для установки на румпель не обязательны. Но при их установке управлять удобнее.
Для версий Lite и 2 Lite достаточно кнопок +/- и при желании - кнопка СТОП.
Контроллеры делались так, чтоб все управление брали на себя только кнопки +/-.
Остальные кнопки добавляют удобств и используются для настроек контроллера.
Если на румпель ставить не все кнопки, то их наличие на корпусе контроллера обязательно.
Для версий Lite и 2 Lite достаточно кнопок +/- и при желании - кнопка СТОП.
Контроллеры делались так, чтоб все управление брали на себя только кнопки +/-.
Остальные кнопки добавляют удобств и используются для настроек контроллера.
Если на румпель ставить не все кнопки, то их наличие на корпусе контроллера обязательно.
Водитель катамарана Ondatra
-
- Стабильный рыбак
- Сообщения: 902
- Зарегистрирован: Сб апр 16, 2016 20:50
- Пол: Мужской
- Откуда: Даугавпилс
Re: Электромотор
Управление кнопками - это хорошо, но почему опять 5 предустановленных скоростей? Я попробовал тот китайский ШИМ и мне очень понравилось регулировать скорость плавно, как мне хочется.... Выносливость по току - как-то туманно упомянуто 50А и до 100 краткопвременно, мотор 55лб мощность около 620 - 650Вт, ток 52-55А, на ПВХ возможно кратковременно, а на катере возможно и больше и долго... Продаются моторы Storm 55lbs X где скорость не 5-7 а до 14 км/ч заявлена, а значит и потребление по максимуму возможно долго. Ну и 55лб не предел, есть 62 лб на 12В.
Сервисных функций много, всё красиво, вопрос насколько они все нужны? Каждый решает для себя. По мне - версия лайт, напряжение вижу на картплотере и сигнал там же выставлен, ток мало кого заинтересует, больше интерес был бы к израсходованной емкости акума.
Комерческая сторона.... Тяжёлая.... Обычный электромотор стоит 150 - 200 евро. Ваше изделие 60 - 100, + таможня (если не обойти) 25% кажись, + пересылка около 15евро наверное..... В моём понимании дорого..... При том я электромотором пользуюсь редко, только на тех озёрах где нельзя ДВС или ограничение 5л.с - у меня 9.8.
Сервисных функций много, всё красиво, вопрос насколько они все нужны? Каждый решает для себя. По мне - версия лайт, напряжение вижу на картплотере и сигнал там же выставлен, ток мало кого заинтересует, больше интерес был бы к израсходованной емкости акума.
Комерческая сторона.... Тяжёлая.... Обычный электромотор стоит 150 - 200 евро. Ваше изделие 60 - 100, + таможня (если не обойти) 25% кажись, + пересылка около 15евро наверное..... В моём понимании дорого..... При том я электромотором пользуюсь редко, только на тех озёрах где нельзя ДВС или ограничение 5л.с - у меня 9.8.
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Спасибо за отзыв.
В настоящее время все регуляторы изготовлены в 2-х вариантах: плавная регулировка скорости или 5 настраиваемых скоростей. Кому что нравится.
Кнопочное управление сделал с целью упростить управление, сведя его всего на 2 кнопки. Они и скорость выбирают и направление. При этом даже не надо задумываться, когда что нажимать. Палец автоматически все нажимает, удобно лежа на кнопке-качельке. Если же кнопки установить на выносном пульте, то он становится симметричным. Сел лицом к транцу и перевернул пульт.
Пару лет пользовался оригинальным мотором с переключателем. Постоянно забывал выключить мотор с 1-ой скорости (так тихо он работает) и в экстремальных ситуациях путался в выборе направления. А когда установил кнопки - все встало на места.
Про сервисные функции: сделал все, что необходимо или просили пользователи. Проще было сделать сразу все, чем потом добавлять их при обновлениях.
Про израсходованную емкость: не стал перегружать регулятор такой величиной. Проще подключить дешевый китайский Ваттметр за 450 рублей с Ali.
Про ток и мощность мотора: 55А регулятор выдержит легко. Но если напишу это в инструкции, кто-то захочет подключить мотор еще мощнее. Чисто психологический момент.
К тому же не хочу насиловать реле.
Коммерческая сторона тяжелая. Это да. А цена пока зависит от закупок радиодеталей. При их покупке оптом все заметно дешевле. Но у меня пока нет возможности делать такие закупки. Пока нашел места, где они дешевле всего при розничной продаже.
В настоящее время все регуляторы изготовлены в 2-х вариантах: плавная регулировка скорости или 5 настраиваемых скоростей. Кому что нравится.
Кнопочное управление сделал с целью упростить управление, сведя его всего на 2 кнопки. Они и скорость выбирают и направление. При этом даже не надо задумываться, когда что нажимать. Палец автоматически все нажимает, удобно лежа на кнопке-качельке. Если же кнопки установить на выносном пульте, то он становится симметричным. Сел лицом к транцу и перевернул пульт.
Пару лет пользовался оригинальным мотором с переключателем. Постоянно забывал выключить мотор с 1-ой скорости (так тихо он работает) и в экстремальных ситуациях путался в выборе направления. А когда установил кнопки - все встало на места.
Про сервисные функции: сделал все, что необходимо или просили пользователи. Проще было сделать сразу все, чем потом добавлять их при обновлениях.
Про израсходованную емкость: не стал перегружать регулятор такой величиной. Проще подключить дешевый китайский Ваттметр за 450 рублей с Ali.
Про ток и мощность мотора: 55А регулятор выдержит легко. Но если напишу это в инструкции, кто-то захочет подключить мотор еще мощнее. Чисто психологический момент.
К тому же не хочу насиловать реле.
Коммерческая сторона тяжелая. Это да. А цена пока зависит от закупок радиодеталей. При их покупке оптом все заметно дешевле. Но у меня пока нет возможности делать такие закупки. Пока нашел места, где они дешевле всего при розничной продаже.
Последний раз редактировалось Tolspb Чт фев 22, 2018 19:51, всего редактировалось 1 раз.
Водитель катамарана Ondatra
-
- Стабильный рыбак
- Сообщения: 902
- Зарегистрирован: Сб апр 16, 2016 20:50
- Пол: Мужской
- Откуда: Даугавпилс
Re: Электромотор
Ну а почему не сделать - кнопку держишь и скорость растёт или убывает плавно ? Впрочем это опять на любителя, может пригодиться для троллинга.Tolspb писал(а):настраивается 1 и 5 скорости, остальные равномерно автоматически делятся
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Перед проектированием своего контроллера я анализировал все варианты управления и советовался с реальными пользователями ШИМ регуляторов. Несколько версий гонял сам на рыбалке. Делал версии даже с энкодером и поворотным устройством. Самый универсальный алгоритм воплотил в жизнь.
Сейчас у меня уже есть версии и с плавной регулировкой.
Сейчас у меня уже есть версии и с плавной регулировкой.
Последний раз редактировалось Tolspb Чт фев 22, 2018 19:53, всего редактировалось 1 раз.
Водитель катамарана Ondatra
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Под заказ (но не для одного экземпляра) могу сделать любой алгоритм управления.
Последний раз редактировалось Tolspb Чт фев 22, 2018 19:54, всего редактировалось 1 раз.
Водитель катамарана Ondatra
- ПетровиЧь
- Стабильный рыбак
- Сообщения: 1126
- Зарегистрирован: Ср авг 11, 2010 0:05
- Пол: Мужской
- Откуда: Рига, Ринужские леса и болота
Re: Электромотор
Вечер добрый всем !
Tolspb позвольте изложить свою точку зрения насчёт регулятора оборотов, сам я пользуюсь уже несколько лет электромотором HASWING COMAX 55 lb см. https://www.youtube.com/watch?v=Jkm9Mdx6eR4" onclick="window.open(this.href);return false;
Лично мне электромотор нужен исходя из следующих соображений:
1) дополнительно к бензиновому 15 л.с. - как "докатка" на подходе/отходе от береговой линии;
(в этом случае, плавность регулировки оборотов для меня не имеет особого значения, ибо пользуюсь кнопкой стоп/пуск с сохранением предыдущих регулировок количества оборотов)
2) для возможности полазить по камышам со спиннингом на лодке;
(в этом случае, плавность регулировки оборотов имеет значение, чтобы получалось подойти тихо и точно к месту заброса приманки)
3) для тролинга;
(при ловле на ходу возможность плавной регулировки оборотов позволяет быстро и точно подобрать оптимальную скорость для каждой приманки индивидуально - соответственно меняется глубина проводки и характер игры приманки. Особенно актуально при ловле на тонущие приманки (в т.ч. металлические блёсна, большие вертушки, тонущие "буратинки" и т.п.)
4) для управления движением лодки во время вываживания трофея;
(ОООчень актуально, ибо зачастую появляется необходимость работать спиннингом и мотором почти одновременно, что позволяет удержать лодку на нужном курсе и с определённой скоростью хода, остановка зачастую означает сход рыбы)
Выше я изложил свою, так сказать личную точку зрения насчёт возможности "плавной регулировки оборотов винта" исключительно исходя из собственного опыта использования электромотора и не претендую на категорическую правоту
P.S. В заключение несколько фото моей "докатки".
С уваж., ПетровиЧь
[/size]
Tolspb позвольте изложить свою точку зрения насчёт регулятора оборотов, сам я пользуюсь уже несколько лет электромотором HASWING COMAX 55 lb см. https://www.youtube.com/watch?v=Jkm9Mdx6eR4" onclick="window.open(this.href);return false;
Лично мне электромотор нужен исходя из следующих соображений:
1) дополнительно к бензиновому 15 л.с. - как "докатка" на подходе/отходе от береговой линии;
(в этом случае, плавность регулировки оборотов для меня не имеет особого значения, ибо пользуюсь кнопкой стоп/пуск с сохранением предыдущих регулировок количества оборотов)
2) для возможности полазить по камышам со спиннингом на лодке;
(в этом случае, плавность регулировки оборотов имеет значение, чтобы получалось подойти тихо и точно к месту заброса приманки)
3) для тролинга;
(при ловле на ходу возможность плавной регулировки оборотов позволяет быстро и точно подобрать оптимальную скорость для каждой приманки индивидуально - соответственно меняется глубина проводки и характер игры приманки. Особенно актуально при ловле на тонущие приманки (в т.ч. металлические блёсна, большие вертушки, тонущие "буратинки" и т.п.)
4) для управления движением лодки во время вываживания трофея;
(ОООчень актуально, ибо зачастую появляется необходимость работать спиннингом и мотором почти одновременно, что позволяет удержать лодку на нужном курсе и с определённой скоростью хода, остановка зачастую означает сход рыбы)
Выше я изложил свою, так сказать личную точку зрения насчёт возможности "плавной регулировки оборотов винта" исключительно исходя из собственного опыта использования электромотора и не претендую на категорическую правоту
P.S. В заключение несколько фото моей "докатки".
С уваж., ПетровиЧь
[/size]
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Я спиннингист уже лет 40 :-)
Могу сказать, что рыба электромотора практически не боится и подкрадываться к ней не обязательно. Ловлю на реке с прозрачной водой и вижу как рыба реагирует на шум. Хотя наверно и от условий зависит.
Могу сказать, что рыба электромотора практически не боится и подкрадываться к ней не обязательно. Ловлю на реке с прозрачной водой и вижу как рыба реагирует на шум. Хотя наверно и от условий зависит.
Последний раз редактировалось Tolspb Чт фев 22, 2018 19:55, всего редактировалось 1 раз.
Водитель катамарана Ondatra
- ПетровиЧь
- Стабильный рыбак
- Сообщения: 1126
- Зарегистрирован: Ср авг 11, 2010 0:05
- Пол: Мужской
- Откуда: Рига, Ринужские леса и болота
Re: Электромотор
Зависит действительно от условийTolspb писал(а):Я спиннингист уже лет 40 :-)
Могу сказать, что рыба электромотора не боится и подкрадываться к ней не обязательно. Ловлю на реке с прозрачной водой и вижу как рыба реагирует на шум. Хотя наверно и от условий зависит ......
При глубинах от 3 метров и более наша рыба не боится даже бензинового "двухтактника" (вода далеко не прозрачная),
а вот в окнах камышей при ловле похлыстом на вертушку (на глубинах от 0,5 до 1,2 метров) хищник отходит даже от силуэта движущегося корпуса лодки (к неподвижно стоящей лодке это не относиться, иногда любопытства ради щука провожает приманку до самой лодки). Вероятно здесь играет роль не только звук, но так же и скрытность передвижения, поэтому я всё по старинке предпочитаю "подкрадываться".
Хотя кто его знает - в мозг рыбы пока никто не заглядывал ИМХО
P.S. Забыл добавить, в моём агрегате (за это я его и люблю) после нажатия кнопки "стоп" и последующем пуске, количество оборотов установленное вращением бегунка сохраняется - что очень удобно ! ... хотя одинаковых людей не бывает, посему у каждого свои предпочтения в плане "что есть удобно".
Удачи на воде !
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Я подкрадываюсь к рыбе только по берегу :-)
Насчет возврата предыдущей скорости после включения: при плавной регулировке скорости это полезная функция.
Но я специально сделал защиту, чтоб случайно не пораниться при случайном включении питания: при нажатой кнопке скорости мотор не включится. Ее надо сначала отпустить.
Кстати, чтоб не устанавливать на румпель кнопки, можно вместо штатного переключателя установить в голову мотора 3-х позиционный переключатель с возвратом в среднее положение.
В качестве переключателя я испытывал NP2-EJ53 с обточенной ручкой. Получалась типа ось - копия как у штатного переключателя.
Насчет возврата предыдущей скорости после включения: при плавной регулировке скорости это полезная функция.
Но я специально сделал защиту, чтоб случайно не пораниться при случайном включении питания: при нажатой кнопке скорости мотор не включится. Ее надо сначала отпустить.
Кстати, чтоб не устанавливать на румпель кнопки, можно вместо штатного переключателя установить в голову мотора 3-х позиционный переключатель с возвратом в среднее положение.
В качестве переключателя я испытывал NP2-EJ53 с обточенной ручкой. Получалась типа ось - копия как у штатного переключателя.
Последний раз редактировалось Tolspb Чт фев 22, 2018 19:56, всего редактировалось 1 раз.
Водитель катамарана Ondatra
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Удалено
Последний раз редактировалось Tolspb Чт апр 05, 2018 14:06, всего редактировалось 3 раза.
Водитель катамарана Ondatra
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Набросал примерный график для понимания, зачем нужен ШИМ
Последний раз редактировалось Tolspb Сб мар 17, 2018 0:56, всего редактировалось 1 раз.
Водитель катамарана Ondatra
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
У регуляторов ONDATR с плавной регулировкой скорости нет начальной "мертвой зоны" - при первом нажатии кнопки мотор начинает медленно вращаться.
Последний раз редактировалось Tolspb Чт фев 22, 2018 19:59, всего редактировалось 1 раз.
Водитель катамарана Ondatra
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Как работает ШИМ регулятор Ondatr Lite (с реверсом и плавной настройкой скорости):
https://youtu.be/P92FuNj8Fmk" onclick="window.open(this.href);return false;
Версия Ondatr 2 Lite работает так же, но без реверса.
https://youtu.be/P92FuNj8Fmk" onclick="window.open(this.href);return false;
Версия Ondatr 2 Lite работает так же, но без реверса.
Водитель катамарана Ondatra
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Удалено
Последний раз редактировалось Tolspb Чт апр 05, 2018 14:06, всего редактировалось 3 раза.
Водитель катамарана Ondatra
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Удалено
Последний раз редактировалось Tolspb Чт апр 05, 2018 14:07, всего редактировалось 11 раз.
Водитель катамарана Ondatra
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Удалено
Последний раз редактировалось Tolspb Чт апр 05, 2018 14:07, всего редактировалось 1 раз.
Водитель катамарана Ondatra
- Tolspb
- Новичок на форуме
- Сообщения: 23
- Зарегистрирован: Чт дек 21, 2017 22:16
- Пол: Мужской
- Откуда: Россия Санкт-Петербург
Re: Электромотор
Видео, как работает полнофункциональный регулятор скорости (ШИМ-PWM) ONDATR Full (версия с плавной регулировкой скорости) и тонкости настройки.
Прямая ссылка: https://youtu.be/Jw995f9k7WU" onclick="window.open(this.href);return false;
Прямая ссылка: https://youtu.be/Jw995f9k7WU" onclick="window.open(this.href);return false;
Водитель катамарана Ondatra